История тканых обоев.
Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои. Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..
Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани.
В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.
Производство тканных обоев было очень дорогостоящим, поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими «декорациями». Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.
В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне. Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев. Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.
В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.
После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан. В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер, уникальных для своего времени.
Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.
Стеклоткань, фотообои, пробка и другие виды обоев для стен и их характеристика
Самый прочный и долговечный отделочный материал под покраску – это стеклотканевые обои, которые окрашиваются 15-20 раз и служат до 30 лет. Небольшое разнообразие фактур и офисный вид после окрашивания, обязательное использование защитной одежды и респиратора при работе, а также строгий подбор клея и покрасочного покрытия делают стеклообои не очень популярным стеновым покрытием.
Любители натуральности и экологичности выбирают обои с верхним слоем из пробки или бамбуковых полосок. Такие покрытия не впитывают запахи, легко моются и создают неповторимую атмосферу единения с природой.
Фотообои на основе из бумаги или флизелина обычно дополняют стилистическое оформление комнаты фото сюжетом или другим соответствующим дизайну изображением.
Как клеить бумажные обои
После того, как вы подготовили стены осталось нанести на них финишное покрытие и приступить непосредственно к оклейке стен обоями. Тут есть свои правила.
Начинайте оклеивать стены либо от двери, либо от окна и двигайтесь в одном направлении таким образом, чтобы закончить работу с другой стороны проема. Работа с обоями не терпит сквозняков, поэтому они всегда клеятся при закрытых дверях и окнах, при соблюдении определенного температурного режима (более 18 градусов?) и влажности (менее 70%). Желательно придерживаться этих условий 3 дня после окончания работ, чтобы предупредить отклеивание обоев от поверхности.
На фото: инструкция — как клеить бумажные обои
И еще одно пожелание – старайтесь, чтобы на выполнение данного вида работы уходило на более одного дня.
Порядок оклейки поверхности бумажными обоями:
- Замерьте высоту помещения;
- Проверьте, нет ли на рулонах надписи «Prepasted». Наличие такой надписи означает, что это обои с сухим клеем. Технологию поклейки таких обоев рассмотрим ниже.
- От начала обоев необходимо отмерить высоту потолка и добавить 5-10 сантиметров. Не всегда в помещениях потолки ровные. Разница может достигать 3-5 сантиметров. Поэтому, если не будет припуска, то вполне возможно, что последняя полоса не достанет до потолка на несколько сантиметров;
- Обозначьте карандашом верхний край полосы для избежания путаницы при оклейке;
- В случае необходимости подгонять рисунок, совместите рисунок в рулоне с рисунком на отрезанной полоске, отрежьте лишнее и также обозначьте карандашом верх полосы;
- Клей разводится в воде комнатной температуры. Когда вода имеет низкую температуру – клей получается с комками, когда температура воды высокая – клей теряет свои свойства. Вдобавок, нанеся теплый клей на обои последние быстро размокают и потом могут разойтись по швам. Быстро мешая воду в емкости тонкой струей засыпайте клей до полного растворения.
- При помощи кисти или валика нанесите клей на внутреннюю поверхность полотна. Тщательно промазывайте края полосы. Клей должен быть нанесен таким образом, чтобы не было лишнего и он не выступал при оклейке стыков. После нанесения клея дайте ему немного постоять и впитаться в обои (минут 5).
- Сделайте разметку по которой будет наклеена первая полоса. Для этого используйте отвес или уровень.
- Подровняйте край полотна с разметкой, потом тщательно пригладьте тряпкой, валиком или пластмассовой гладилкой. Не приглаживайте руками — вы можете нечаянно порвать размокшее полотно.
- Сначала прогладьте полотно по центральной части вверх, а потом вниз, потом от центральной линии ведите гладилку под острым углом в сторону края так, чтобы выдавливались пузырьки воздуха. Такое движение можно назвать «елочкой».
- При помощи обойного ножа и длинного шпателя обрежьте излишки снизу и сверху. Не оставляйте их до полного высыхания – они могут крепко приклеиться к поверхности и возникнут дополнительные трудности для их удаления.
- Для того, чтобы скрыть неровности после обрезки можно использовать плинтуса для пола и потолка.
- Далее полосы клеим встык с минимальным зазором. Для более надежной фиксации швов можно дополнительно нанести на эти места разведенный клей ПВА. На некоторых видах обоев есть специальная кромка для нахлеста, тогда обои клеятся с заходом на нее. В этом случае полосы начинают клеить со стороны окна, чтобы швы располагались напротив солнечного света и не давали тени. Резиновым валиком дополнительно пригладьте стыки.
- Последнюю полосу до нанесения на нее клея отмерьте и обрежьте до нужной ширины;
Что такое обои. История обоев.
Появление первых обоев можно смело связывать изобретением рисовой бумаги, которое принадлежит жителям Китая, которые примерно в 200 году до нашей эры стали использовать рисовую бумагу для отделки стен. Древние китайцы долгое время хранили в тайне технику изготовления текстильной бумаги. И лишь в 8-м веке нашей эры, в результате многочисленных военных столкновений этот рецепт был раскрыт и стал распространяться на Востоке и странах современной Европы. Но такое производство текстильной бумаги использовалось в большей степени для записей и создания первых произведений искусства живописи. В качестве обоев стали использовать портативные разрисованные художниками рулоны текстильной бумаги, которые состоятельные хозяева перевозили из дома в дома, украшая, таким образом, свое жилье. Такой подход к отделке стен домов продолжался несколько столетий.
Бумажные обои как отделочный материал для стен, реально появились с изобретением печатного пресса. Родиной возникновения обоев как строительного материала можно считать Францию, а их изобретателем гравера Жана-Мишеля Папиллона. Именно он в 1675 году разработал деревянный механизм для выполнения непрерывных рисунков на длинно полотне бумаги.
Технология производства обоев стала наиболее активно развиваться в Великобритании, где уже в 18 веке обои появились в массовой продаже и стали общедоступны.
В 1778 году указом короля Людовика XVI, были регламентированы размеры обоев, длинна которых должна была составлять 10.36 м. В 1785 году во Франции была изобретена первый станок для массового производства обоев. С этого времени способы печати обоев стали совершенствоваться и развиваться во всех передовых Европейских странах. Появилась непрерывная рулонная печать, глубокая и многоцветная рельефная печать.
Наибольшую популярность обои получили лишь в 20-х годах 20-го века, когда технология производства уже стала достаточно развитой и обои стали общедоступны в ценовой категории.
Маркировка
К каждому рулону обоев, предназначенных для розничной торговли, прилагается этикетка (бандероль), на лицевой стороне которой приводится вся необходимая о них информация:
- Производитель.
- Класс, тип и вид обоев.
- Марка обоев.
- Номер артикула.
- Номер партии.
- Длина полотна в метрах.
- Полезная ширина полотна в метрах или сантиметрах.
- Специальные символы, означающие определённые свойства обоев и правила обращения с ними.
Номера партии у рулонов одного артикула, наклеиваемых в одной и той же комнате, должны совпадать, иначе оттенок и фактура рулонов могут незначительно отличаться друг от друга.
На обратной стороне этикетки указывается краткая инструкция по наклеиванию обоев.
Появление бумаги
Египетский папирус
История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.
В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.
В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.
Приготовление бумаги по методу Цая Луня
Самая старая сохранившаяся книга, 256 г. н. э. В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.
Характеристика бумажных обоев
Обои такого класса подразделяют на два вида: симплекс и дуплекс в зависимости от количества слоев. Такое покрытие чаще других используется в отделке стен, потому что позволяет им дышать, но есть здесь и ряд существенных недостатков, они быстро выцветают, их легко повредить, и если появилось какое-то загрязнение, отмыть его не получится, придется переклеивать.
Существует несколько разновидностей материала с разной плотностью бумаги. Если обои будут слишком тонкими, то при оклейке они могут растянуться или наоборот съежится, а слишком толстые — увеличат расход клея и потребуют дополнительной подготовки поверхностей.
Оптимально будет использовать бумагу со средней плотностью 110-140 г/м2. Эту информацию вы можете узнать на упаковке товара.
Современные технологии, винил и флизелин
Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке – вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики – поучился прообраз современных печатных станков. А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 – изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила – микропористый.
Флизелиновые обои в современном интерьере
А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии – здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.
Что мы имеем сегодня?
Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?
Современные обои от итальянского бренда Sirpi
Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.
Это интересно: Декор с помощью самоклеющейся пленки — рассматриваем главное
Обои: от пещерных людей и до наших дней
На самом деле традиция украшать стены жилища зародилась еще в каменном веке, когда первобытные люди использовали наскальную живопись. В пещерах с помощью кусочков угля наши пращуры изображали сцены из своей обыденной жизни, например, процесс добычи мамонта. Постепенно предки стали использовать в качестве обоев и шкуры добытых животных.
В 1000 году до н.э в Ассирии появились грубые холсты с черно-белым рисунком, которые также можно назвать своего рода предками обоев. И только спустя много столетий, в 11 веке нашей эры, эти рисунки стали цветными.
Но чаще всего историю появления обоев связывают с Китаем, где в 200 году до нашей эры изобрели рисовую бумагу, применявшуюся при украшении стен домов. Секрет ее создания китайцы охраняли почти на протяжении пяти столетий. Но рано или поздно любая тайна становится общественным достоянием. В 6 веке секрет производства рисовой бумаги стал известен японцам, а после проигрыша китайцев в битве при Самарканде в 9 веке — и арабам. А через некоторое время она появилась и в Европе.
Кроме того, в европейских странах при украшении комнат использовались разные ткани и кожа. Причем, такими интерьерными благами, как это обычно бывает при постепенном появлении того или иного предмета в обиходе, пользовались только люди высокого сословия.
Новый этап развития обойного дела, конечно, связан с появлением печатного пресса. Тогда же в 16 веке во Франции даже образовалась гильдия обойщиков, представители которой выпускали продукцию, разделенную на небольшие куски. В 1675 году французский гравер Жан Папильон изобрел способ печати обоев с повторяющимся рисунком. И началось их массовое производство.
В 1716 году тканые обои завоевывают российский рынок, опять же не без помощи Петра I, который являлся ярым сторонником внедрения всего нового. В тот же период создается российская шпалерная мануфактура (шпалер — устаревшее название обоев). В России благодаря французским специалистам налаживается массовое обойное производство. После смерти Петра на некоторое время процесс производства шпалер был остановлен, но потом, с приходом к власти Елизаветы Петровны, все вернулось на круги своя. В итоге за 140 лет петербургская мануфактура выпустила 205 уникальных шпалер. Но тканые обои были востребованы лишь до 18 века.
В первой половине 17 века в России постепенно появляются бумажные обои, а в конце 18 века они входят в моду. Связано это было с тем, что тогда в России начался интенсивный процесс постройки усадеб и домов. И были нужны недорогие материалы, которые можно было бы применить в оформлении домов. Вот тогда на помощь пришли бумажные обои. Самыми знаменитыми постройками тех лет, где использовались эти виды шпалер, стали Елагин дворец, построенный Карло Росси в 1820-1822 годах, и дворец графа Шереметева в московской усадьбе Останкино.
- Как развивалась история скатерти
- История зонтов: от Древнего Китая до современности
- Кованая мебель: история и современность
- 10 модных стилей в дизайне гостиной
- Второе рождение чайных сервизов
- Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
- Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров
Жидкие обои и современность
Надо сказать, что определение «жидкие обои» появилось в России. Во Франции, например, их величают диковинной обшивкой стен. В Японии они изготавливаются, как правило, из шелка и называются декоративным шелковым покрытием. Второе название жидких обоев тоже прижилось в России – это датская штукатурка (изначально материал появился в Дании). Сейчас жидкие обои продаются по всему миру, составы и внешний вид у них очень разные, но в одном они схожи – это сухая смесь, которая разводится водой и размазывается по стене. В настоящее время в России данный вид отделки переживает настоящий бум, жидкие обои пользуются большой популярностью у всех, кто хочет сделать ремонт оригинально и интересно.
Жидкие обои, наше время, художник неизвестен
Жидкие обои – сухая масса, состоящая из целлюлозы, хлопка или шелковых нитей. Составляющие смесей определяются производителем. Композиция может включать в себя флоки или блестки. Жидкие обои разводятся водой и распределяются по стене тонким слоем. После их высыхания получается мягкое покрытие с ворсистой текстурой. По внешнему виду они могут напоминать шерсть, ткань, бумагу, камень или войлок в зависимости от состава смеси и личных ассоциативных особенностей смотрящего на покрытие.
1675 г.
Появление технологии печати непрерывных узоров
Гравер Жан-Мишель Папийон (Франция) предлагает технологию печати непрерывных узоров при помощи деревянных матриц («манер»).
К концу века способ отделки стен обоями обретает повсеместную популярность: «Теперь повсюду стили изготовлять бумагу, чтобы клеить на стены вместо обивки. И верно — когда отдельные листы аккуратно и прочно соединяют, получается весьма недурно и чисто на вид, и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. И больше того: посредством ролла получают длинные полосы толстой бумаги, так что длины одной полосы вполне достает на всю высоту помещения. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань…» Из сообщения лондонского еженедельника «Записки во благо земледелия и торговли» от 30 июня 1699 г.
Как клеятся углы
- Для оклейки наружного угла последнее полотно необходимо наклеить так, чтобы при загибании оно выступало на 2-4 см на обратный угол. Другое полотно надо клеить внахлест впритык к углу.
- При оклейке внутреннего угла не клейте на него целое полотно. Опять-таки, вследствие неровностей углов, у вас могут появиться какие-либо отклонения или складки.
Процедура оклейки такая: отмерьте от угла до последней полосы нужное расстояние и добавьте 2-4 сантиметра. Отрежьте полосу такой ширины и наклейте на стену. Отмерьте где будет располагаться край обоев другой полосы и линию приклеивания проверьте с помощью отвеса. Имейте в виду, что вторая полоса должна нахлестываться на первую на 2-3 сантиметра.
На фото: инструкция — как клеить углы обоев
После того, как она будет приклеена следует острым ножом прорезать два слоя обоев как можно ближе к углу. Не забывайте про отвес и прямую линию. Излишки второго полотна упадут на пол, а излишки первого следует удалить слегка отвернув верхнее. Затем еще раз следует промазать клеем край, который отворачивался, и прижать его к стене. Для лучшего фиксирования шва можно добавить разведенный клей ПВА.
1839 г.
Обоепечатная машина приобретает близкий к современному вид
У. Престону, мастеру-печатнику фирмы братьев Поттер, пришло в голову, что машина для печати на коленкоре, которую он обслуживал, вполне может печатать и обои. Он также применил одну важную французскую идею, предложенную Оберкамфом: цилиндрические резные валки для печатания рисунка.
В этом же году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Производительность – до 400 рулонов в день. 1850 — Количество возможных оттенков увеличилось с 4 до 8, а в 1874 их стало уже 20.
История тканых обоев.
Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои
. Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..
Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани
.
В 1513-1514 годах
Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.
Производство тканных обоев было очень дорогостоящим,
поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими «декорациями». Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.
В начале XV века
художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне
. Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев
. Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.
В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России.
Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.
После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан
. В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер
, уникальных для своего времени.
Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.
30-е — 40-е гг. XX в.
Коммерциализация ПВХ и появление виниловых обоев
Уолдо Симон (Waldo Semon) в США изобретает способ получения ПВХ , который попадает в коммерческую среду и получает практическое применение. В 1931 г. компания BF Goodrich выводит на рынок первый коммерческий продукт из винила – непромокаемые шторки.
В 1947 United Wallpaper (США) представила первые в мире виниловые обои, состоящие из двух слоёв: бумажной подложки и лицевого винилового слоя. Изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила – микропористый. Уже к 60-м годам виниловые обои становятся ведущим продуктов и составляют 50% рынка США.
Виниловые обои – секреты выбора
Выбор обоев — это очень важное решение в процессе любого ремонта. Кто-то любит клеить «на века» и выбирает материалы, способные сохранять эффектный вид 8-10 лет, кто-то, наоборот, предпочитает менять облик стен каждые 2-3 года
Необходимое соотношение цена-качество, интересный цвет и всевозможные узоры, влагоустойчивость, способность пережить царапины, удары и детские рисунки — идеальные обои должны соответствовать всем этим качествам. По этой причине представители самых разных слоев населения все чаще выбирают виниловые обои для стен.
Этот тип обоев отличается красивым, насыщенным рисунком
Главные плюсы виниловых обоев
Виниловые обои — это особая разновидность покрытия для стен в виде рулонов с основой из дешевой бумаги или более дорогого и престижного флизелина. Сверху — слой поливинилхлорида (в народе — винила) разной толщины, структуры и объема.
В огромной массе виниловых покрытий для стен множество подвидов, но все они обладают общими преимуществами, благодаря которым и полюбились покупателям.
Обои описание. Флизелиновые
Еще не ткань, но уже не бумага. Так можно сказать об этих изделиях. Производят их, как и более доступные, из целлюлозы. Но компанию волокнам составляют и искусственные добавки – такие как полиэстер, все это проходит печь. Чтобы состав получился нужной консистенции, без связующих компонентов тоже никуда. После того, как смесь выйдет из-под пресса, получаем нетканое полотно.
Флизелиновые обои
Едкими химикатами от таких рулонов Вы не надышитесь, можете за это не волноваться. Повредить их, словно бумагу, тоже не выйдет. Прочность тут куда лучше. Можно не переживать, что полотно «вздуется», если вдруг намокло. Вода просто испариться через некоторое время. Из чего делаем вывод, что мытье испытанием для него не станет.
Работа с ними несложна. Но помним, что пригодиться клей поплотнее, и покрывать им нужно стену. Если вдруг дизайн комнаты Вам наскучит, просто покрасьте этот вид оклеенных обоев заново, применив другой цвет. И делать это можно не единожды. Экономно и несложно. Можно выбрать и размеры рулонов. Хотите меньше швов – берите широкие. Но работать с ними будет уже не так просто, приготовьтесь потратить на оклейку чуть больше времени.
Листы плотные, так что без проблем замаскируют недостатки в шпатлевке. Будь то цветочный рельеф из вспененного материала, или гладкая поверхность, результат их использования будет смотреться эффектно. Из минусов: не всем по карману; если Вы аллергик, внимательнее, ведь есть и те, кто утверждает, что в фактурном слое оседает пыль.
Рассмотрим разновидности:
- Чисто флизелиновый вариант.
- На основе из флизелина. Сверху слой либо ткани, либо бумаги.