Классификация запорных устройств
В первую очередь все краны разделяют на 3 группы:
- запорные, которые можно устанавливать в положение «Открыто» и «Закрыто»;
- регулирующие, позволяющие изменять силу движения потока;
- комбинированные, совмещающие в себе обе функции.
По внутреннему устройству вентили могут быть:
- шаровыми (с круглым запорным элементом, оснащенным сквозным проходным отверстием);
- дисковыми (перекрытие осуществляется путем опускания конуса в виде пробки).
По типу управления клапан запорный может приводится в действие:
- механически (маховиком), т.е. вручную;
- с помощью электроприводов, в т. ч. с пульта дистанционного управления.
Классификация
Принципов классификации вентилей достаточно много. Основными из них являются:
- По типу среды:
- Газовые;
- Водяные и паровые;
- Специальные вентили для агрессивных сред.
- По конструкции корпуса:
- Проходные вентили, имеющие корпус соосными патрубками либо параллельными патрубками. Эта форма является наиболее распространенной для бытовых вентилей проходных муфтовых, хотя обладает большим гидравлическим сопротивлением.
- Прямоточные вентили, в конструкции которых предусмотрено размещение оси шпинделя под углом по отношению к оси прохода. У этих вентилей небольшое гидравлическое сопротивление, они не имеют застойных зон в корпусе, однако у них сравнительно большая строительная длина и, соответственно, большая масса.
- Угловые вентили в своей конструкции имеют перпендикулярно расположенные патрубки. Один из них имеет ось, параллельную или соосную с осью шпинделя. Монтаж вентилей выполняется на поворотных участках трубопроводов. Обладают большим гидравлическим сопротивлением. Рекомендуемое давление рабочей среды — не более 6,4 МПа.
- Трехходовые вентили с тремя патрубками для смешивания или разделения потоков.
- По назначению:
- Запорные вентили и запорно-регулирующие, регулирующие расход среды изменением положения запорного органа относительно движения потока. Бывают ручного и дистанционного управления;
- Специальные вентили для использования в агрессивных коррозийных средах, в системах с повышенной температурой среды (более 150 градусов по Цельсию) и высоким давлением среды.
- По типу соединения с трубопроводом:
- Фланцевые вентили, соединяющиеся со свободными концами трубопроводов посредством плоских колец или фланцев, герметично стянутых шпильками или болтами. Используются в основном для проходных сечений размерами более 80 мм;
- Муфтовые вентили, соединяющиеся с трубами диаметром менее 80 мм при помощи резьбовых соединений. Корпус такого вентиля имеет два штуцера, на которых нарезана наружная или внутренняя резьба. В случае наружной резьбы на корпус накручивается муфта, а в ее свободный конец монтируется в сгон трубопровода. Если резьба на вентиле внутренняя, то для соединения с трубой сгон вкручивается в корпус. В общем случае применения клапана (вентиля) муфтового, присоединительные размеры сгонов, муфт, контргаек должны обеспечивать возможность герметичного уплотнения резьбового соединения. Вариант установки вентиля с использованием накрученной снаружи муфты менее надежный, так как получается не соединение «вентиль — труба», а «вентиль — муфта — труба».
- По материалу изготовления:
- Чугун, который сейчас используют в более щадящих условиях, чем латунь, бронзу или сталь, а именно — при невысоких температурах жидкостей и в трубопроводах с давлением не более 1,6 МПа. Главное конкурентоспособное достоинство чугунных вентилей — сравнительно невысокая цена;
- Латунь и бронза, из которых изготавливают вентили, обладают прекрасными антикоррозионными свойствами по отношению к химсоставу воды, циркулирующей в системах централизованного водоснабжения и отопления. Поэтому вентиль латунный муфтовый в основном используется для бытовых коммуникаций.
- Стальные вентили применяются в промышленности. В быту их стараются не устанавливать, поскольку в случае недобросовестного изготовления происходит всем известное «прикипание» вентиля, когда ржавеет резьбовое соединение шпиндель — ходовая гайка. Для совершения рабочего хода шпинделя требуются неимоверные усилия, способные «сорвать» резьбу и сломать всю конструкцию.
- Следует упомянуть также, что производятся вентили из титана, нержавеющей стали, цветных сплавов и даже из пластмассы.
Из чего изготавливают запорные устройства
Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:
- устанавливающиеся во внутренних водопроводных сетях;
- монтируемые на наружных водопроводах и газопроводах.
Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.
- Водопроводные устройства из латуни и бронзы относятся к дорогостоящим вариантам. Однако их стоимость оправдана качеством и долговечностью. Такие устройства имеют небольшой вес, малые габариты, а также могут быть установлены не только на водопровод для подачи холодной воды, но и горячей. Используются такие изделия и в системах отопления, так как на их поверхностях не оседает накипь.
- Вентили из нержавейки. Еще один хороший вариант, который имеет продолжительный срок службы. Они дешевле в несколько раз, чем латунные и бронзовые устройства.
- Пластиковые изделия являются одними из самых дешевых, но они ничуть не уступают по качеству вышеперечисленным моделям. Их недостатком является возможность установки только в пластиковые трубопроводы.
Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.
Конструкция и принцип работы классического водопроводного вентиля
Клапанный (классический) вентиль состоит из литого двухкамерного корпуса и подвижного запирающего механизма с приводом. Проходной (прямоточный) клапан устанавливается на прямых участках трубопроводов для отключения или регулирования потока жидкости.
Особенности конструкции углового вентиля позволяют устанавливать его в местах поворота труб. Принцип действия арматуры этих видов аналогичен друг другу, а отличие состоит в форме корпуса.
Запорный механизм представляет собой шток (шпиндель) с резьбой и закрепленной на нем тарелкой клапана с уплотняющим материалом. При вращении маховика шпиндель перемещает тарелку вниз, к седлу клапана (отверстию), тем самым уменьшая его сечение.
При этом происходит дросселирование жидкости, и давление в верхней камере уменьшается, что приводит к снижению расхода жидкости.
Слабым местом конструкции является резьбовой блок, т. к. при чрезмерном усилии при закрытии резьбу срывают. Это приводит к выходу из строя всего узла. Для герметизации штока используется сальниковое уплотнение.
Чтобы устранить протечки по шпинделю, подтягивают накидную гайку, которая через грундбуксу прижимает набивку к штоку.
Конструкция и принцип работы шарового водопроводного вентиля
Более простую конструкцию имеет кран со сферическим запорным органом. Корпус прямоточной конструкции чаще всего изготавливается неразборным. Роль запорного механизма выполняет металлический шар с отверстием (клапан).
Герметичность достигается благодаря наличию прокладок, установленных между сферическим клапаном и корпусом. В большинстве случаев они выполнены из фторопласта или резины. В некоторых, более дорогих, моделях применяются износостойкие тефлоновые уплотнители.
Шар изготавливается из латуни с напылением хрома или никеля. Такая обработка запорной части позволяет создать полностью герметичную конструкцию. Клапан управляется ручным приводом, выполненным в виде штока, приваренного к шару.
Уплотнение места выхода штока из корпуса достигается установкой прокладок, которые прижимаются резьбовой втулкой. На приводе вентиля имеются опущенные вниз лепестки, которые не дают повернуть клапан более чем на четверть окружности.
Вентиль водопроводный: ремонт
При повреждении запорного элемента вентиля его заменяют аналогичным неизношенным или новым узлом. Для этого участок трубопровода освобождают от жидкости, перекрывая его с обеих сторон. Затем производится демонтаж запорного элемента клапанного типа. Шаровый вентиль снимается полностью рожковыми или разводными ключами. На фланцах гайки скручивают параллельно и постепенно — по 3-4 витка на каждой.
Сначала следует проверить исправность уплотнителей, которые заменяют при износе. Протечки большей частью происходят по причине деформации прокладок и при срыве резьбы при неправильной установке. Затем производится осмотр корпуса и седла. При отсутствии трещин узел собирается снова. Корпус ремонту не подлежит, если на нем появятся механические повреждения. Прирастание к трубопроводу требует его обрезки и необходимости проведения в дальнейшем сварочных работ.
В этом случае придется устанавливать вентиль водопроводный новый или отремонтированный. Неподготовленному человеку браться за сложный ремонт не стоит из-за незнания его особенностей.
Запорная арматура создает дополнительное сопротивление, поэтому в местах соединений могут образоваться засоры. Снимать вентили не всегда следует. Порой достаточно просто промыть трубопроводы, открыв все краны.
Замену сальника можно сделать аккуратно своими руками. Для этого надо перекрыть подачу воды со стояка, разобрать запорный механизм, заменить прокладки и смазать подвижные части.
Разновидности шпинделей
Все задвижки также подразделяются на две большие группы в зависимости от механизма движения шпинделя:
Фланцевая задвижка с выдвижным шпинделем. Устройство функционирует за счет винтовых или поступательных движений шпинделя. Такой вариант вентиля одинаково подойдет для любых рабочих сред. Легкость обслуживания подобных устройств также причисляют к их несомненным достоинствам. Из недостатков стоит отметить значительную высоту задвижки, особенно в поднятом состоянии.
Фланцевая задвижка с невыдвижным шпинделем. Затвор поднимается или опускается посредством вращения шпинделя непосредственно внутри устройства
Важное преимущество такого вида задвижек – компактные габариты, что позволяет использовать их в труднодоступных местах. Недостаток – ограничение выбора рабочих сред в пользу наименее агрессивных, поскольку воздействие осуществляется на весь механизм.
Правила маркировки задвижек
Маркировка задвижек и вентилей представляет собой условное обозначение, которое наносится на корпус изделия и несет основную информацию о нем. Это позволяет уже при визуальном осмотре арматуры определить ее основные технические характеристики, область применения, условия эксплуатации
Поэтому важно, чтобы маркировка задвижек была выполнена по ГОСТ
Маркировка выполняется путем нанесения условных буквенных и цифровых обозначений, которыми зашифровываются основные параметры арматурного устройства. Так, обязательным является обозначение, указывающее на материал, из которого изготовлена задвижка. В соответствии с ГОСТ применяются такие обозначения в маркировке задвижек и их расшифровки:
- «С» — углеродистая сталь;
- «ЛС» — легированная сталь;
- «НС» — нержавеющая сталь;
- «Ч» — маркировка задвижек чугунных;
- «Л» — латунь;
- «Б» — бронза;
- «П» — пластик и т. д.
Также маркировка должна отображать и другую информацию, характеризующую изделие. Кроме того, обязательно указывается производитель трубопроводной арматуры. Обозначение задвижек на трубопроводе выполняется с соблюдением единых правил. Они применимы для всех типов арматуры. Это позволяет сделать расшифровку маркировки задвижек по ГОСТ любому покупателю или инженеру, осуществляющему комплектацию, проектирование и монтаж трубопроводной системы.
Требования к маркировке задвижек для трубопроводов устанавливаются нормативным документом ГОСТ 4666-2015. Стандарт регламентирует содержание маркировки, буквенные и цифровые обозначения символов, устанавливает их статусы. В частности, применяются следующие типы знаков:
- обязательные;
- дополнительные;
- специальные.
Обязательные обозначения наносятся на каждую задвижку.
Дополнительные знаки должны содержаться в маркировке отдельных видов арматурных устройств. Например, могут предусматриваться обозначения задвижек с электроприводом. Нанесение дополнительных обозначений выполняется по усмотрению производителей, а также в соответствии с требованиями договора или технического задания на изготовление серии задвижек. В обязательном порядке дополнительные знаки предусматриваются в маркировке задвижек клиновых, шиберных и других, применяемых в нефтяной, газовой промышленности, атомной энергетике.
Нанесение специальных обозначений предусматривается в соответствии с требованиями промышленной безопасности на отдельные виды трубопроводной арматуры. Такая маркировка размещается на информационных табличках.
Виды и особенности конструкции чугунных запорных клапанов
Конструкция вентиля совсем несложная: шпиндель, ввинченный в резьбу с помощью гайки. Также, в конструкцию маховик из чугуна, с помощью которого он закрывается или открывается (вручную). Запорный органом в клапане служит небольшой золотник, который поступательно перемещается в вертикальной плоскости. Затвор запорного чугунного клапана всегда уплотнен (могут использоваться разные материалы для уплотнения).
Клапан чугунный может быть установлен на трубопроводе в любом положении (при условии, чтобы направление потока рабочей среды полностью совпадало с направлением стрелки на корпусе вентиля).
Клапан запорный чугунный фланцевый чаще всего применяют в системах трубопроводов с целью перекрытия и регулирования интенсивности потока рабочей среды (вода, пар и др.). Недорогая арматура из чугуна, на сегодня, не менее востребована, чем дорогостоящие стальные конструкции: современные модели являются достойными конкурентами вентилям из нержавеющей стали, так как не уступают им по техническим характеристикам.
Как выбрать запорный клапан из чугуна?
- диаметр конструкции;
- допустимые температуры рабочей среды;
- диапазон рабочих давлений.
При этом, не лишнем будет знать и о достоинствах изделий, изготовленных из высокопрочного чугуна. Такие клапаны могут эксплуатироваться даже при высоких перепадах давления в затворном органе, компактны, имеют малый вес и просты в обслуживании. Еще одним немаловажным преимуществом является возможность монтажа вентиля на трубе, в каком угодно положении.
Для управления движением потока жидкости применяется разнообразная арматура, включая вентили, задвижки, клапаны и краны. Эксплуатация водопроводных и тепловых сетей основана на использовании трубопроводной арматуры, которая обеспечивает поддержание номинальных параметров теплоносителя в рамках допустимых значений технических характеристик. Регулирование расхода газа или жидкости и запирание прохода газовых или жидких потоков осуществляется при помощи вентилей, среди которых широкое применение нашел чугунный муфтовый вентиль.
Виды диаметров
Задвижки для трубопроводов изготавливаются с различными диаметрами. Большинство задвижек представлено в размерах от 50 мм до 500 мм, но существует трубопроводная арматура и с большими диаметрами от 500 мм и более.
Задвижки с условным диаметром от 50 мм до 500 мм применяют в коммунальном хозяйстве, в системах водоснабжения. Арматуру с большим диаметром в основном используют в магистральных трубопроводных системах. В таких трубопроводах в основном транспортируют нефть, газ.
Задвижки с большим условным проходом характеризуются объемными габаритами и большим усилием для перекрытия потока рабочей среды. Для облегчения работы задвижки с большим диаметром имеют возможность подсоединения механического редуктора, пневмо или электропривода. Такие устройства очень сильно облегчают и упрощают работу с задвижками, а также делают их открывание и закрывание более плавным, что исключает возможность гидроудара в системе трубопроводов.
В номенклатуре труб и трубопроводной арматуры используется понятие «номинальный диаметр» DNили «условный диаметр» Ду или «условный проход». Оно обозначает размеры внутреннего просвета трубопровода и не имеет ничего общего с наружными габаритами задвижки.
Под номинальным диаметром DN понимают параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, например, соединений трубопроводов, фитингов и арматуры. Номинальный диаметр не имеет единицы измерения и приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах. Говоря по-другому, условный проход – это внутренний диаметр трубы, выраженный в миллиметрах — условно. Термин «Условно» обозначает, что значение диаметра не точное. Условно мы принимаем, что оно примерно равно некоторым значениям стандарта.
Эти значения номинального диаметра указываются и выбираются из таблицы в ГОСТ 28338-89 «Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры.»
Обозначается DN(Ду) следующим образом. Например, номинальный диаметр (условный диаметр) задвижки с размером в 200 мм должен указываться так: «DN 200 (Ду 200)». При этом, согласно ГОСТ 28338-89 размерность параметра (мм) не указывается.
Чертежи выполненные в программе КОМПАС.
9.Тяга.
Чертежи тяги. Тяга применяется в качестве промежуточного звена механизмов различных машин. Пять чертежей формата А3 и один чертеж формата А4.
- Сборочный чертеж тяги;
- Деталировка (стержень, полувкладыш правый, полувкладыш левый, крышка, втулка);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 107КБ
10.Кондуктор.
Чертеж кондуктора. Данный кондуктор предназначен для быстрой и точной установки обрабатываемой детали на сверлильном станке, обеспечивает надежное закрепление детали и нужное направление режущего инструмента.
- Сборочный чертеж кондуктора (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 53КБ
11.Клапан.
Чертеж клапана. Клапан используют для изменения давления или скорости движения жидкости по трубопроводу.
- 3D модели сборки и всех деталей;
- Сборочный чертеж клапана (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 56КБ
Данный чертеж размещен на платной основе.
По вопросам приобретения обратитесь к администратору сайта.
Связь с администратором.
12.Приспособление зажимное.
Чертеж зажимного приспособления. Данное зажимное приспособление используется при резании длинных труб и прутков разного диаметра.
- Сборочный чертеж зажимного приспособления (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 36КБ
13.Вентиль.
Чертеж вентиля. Вентиль даннной конструкции применяется для регулировки давления выпуска газа из балона (вентилем можно поддерживать приблизительно постоянным давление газа на выходе, но значительно меньшим, чем в балоне), так как по мере расхода газа давление в балоне понижается.
- Сборочный чертеж вентиля (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 34КБ
14.Тиски эксцентриковые.
Чертеж эксцентриковых тисков. Эксцентриковые тиски предназначены для зажима обрабатываемых деталей.
- Сборочный чертеж тисков в (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 45КБ
Данный чертеж размещен на платной основе.
По вопросам приобретения обратитесь к администратору сайта.
Связь с администратором.
15.Ролики направляющие.
Чертеж роликов направляющих. Направляющие ролики применяются в различных транспортных устройствах для перемещения на короткое расстояние листового материала и изделий из него.
- Сборочный чертеж направляющих роликов (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 48КБ
16.Букса.
Чертеж буксы. Буксы устанавливают на тележки грузоподъемного мостового крана; служат опорами для колес. Их особенностью является возможность свободного выкатывания колес из-под рамы тележки крана при ремонте.
- Сборочный чертеж буксы (формат А1);
- Спецификация.
Объем архива ZIP — 54КБ
Ответ эксперта
Здравствуйте, Андрей. Если маркировка на запорных вентилях отсутствует, то для замены крана достаточно измерить диаметр трубы, на которой он установлен. Поскольку в инженерных коммуникациях сечение элементов принято измерять в дюймовой системе, то все размеры следует переводить с учётом того, что 1 дюйм равняется 2.54 см. Так, для труб Ø15 мм используются вентили типоразмера ½», которые имеют маркировку DN15. Что же касается других размеров, то удобно использовать таблицу соответствия, которую мы приводим ниже.
Размер трубы в миллиметрах
Размер вентиля в дюймах
Для современных трубопроводов применяются разные подвиды устройств запорного типа. Чтобы правильно выбрать приспособление для того или иного трубопровода, нужно точно знать, для чего произведен этот механизм и уметь различать его по имеющимся характерным чертам.
Конструкция водного вентиля
Все вентили изготавливаются двух типов: клапанные и шаровые. Клапанные устройства представляют собой конструкцию всем привычного запорного механизма, которые находятся в каждой ванной и устанавливаются для перекрытия воды.
Данные механизмы довольно удобны, они могут проводить даже воду с повышенным содержанием хлора, а ремонт их состоит лишь в замене уплотнителей.
Изготавливаются эти вентили из латуни, они довольно прочные и легкие, имеют небольшие размеры, потому при монтаже почти не требуют наличия свободной площади.
Стальные устройства, в отличие от латунных, различаются внешним видом, вместо ручки у них находится удобное колесо, проворачивая которое можно отрегулировать давление или прекращать напор воды.
Эти механизмы также отличаются от латунных, чугунных и бронзовых условным давлением и диапазоном рабочих температур.
Стальные вентили используются в разных условиях, они довольно долговечные, надежные и прочные. Изготавливают их из нержавеющей нелегированной или легированной стали, имеют фланцевую конструкцию.
При установке в трубопровод приваривают входной и выходной патрубки, это обеспечивает полное отсутствие протечек.
Особенность стальных вентилей такая:
- возможность эксплуатации в любом положении;
- простое устройство конструкции, что значительно облегчает ремонт;
- возможность работы при повышенных температурах и давлении.
Водопроводный вентиль из нержавеющей стали устанавливается на водопроводах, в которых нужны антикоррозийные качества, как правило, это водопроводы больших производственных помещений, где рабочие характеристики очень агрессивные.
Диаметр водопроводов, на которых устанавливаются эти механизмы, как правило, составляет 100–300 миллиметров, температура воды может быть до 4500 градусов, а давление – до 2.5 килограммов на 1 см. квадратный.
Этот механизм идет в комплекте со специальным седлом, запорный элемент имеет хвостовик и ходовую втулку, непосредственно запорный механизм надет на шпиндель, который можно крутить вручную или с помощью электрического и гидравлического приводов.
Само устройство может быть разным:
- прямоточное при невозможности делать давление меньше;
- угловое для фиксации двух перпендикулярных участков;
- проходное для ровных участков;
- смесительное для получения необходимой температуры, разжижения основной среды, концентрации, поддержки качества и так далее.
Эти водопроводные вентили имеют малый вес и размеры, уплотнители могут устанавливаться в любом положении, они легко крепятся, имеют великолепную защиту от протечек.
Эти устройства, которые имеют довольно большою массу, тем не менее обладают следующими явными преимуществами:
- установка отличается предельной легкостью – нужно лишь иметь самые простые инструменты;
- они довольно надежны, выдерживают повышенное давление воды, устойчивы к деформациям;
- невысокая стоимость;
- продолжительное время службы, довольно простое обслуживание, вероятность выхода из строя сведена к минимуму.
Запорная арматура назначение, классификация. Обозначение запорной арматуры.
Запорная арматура служит для управления потоками газов и жидкостей в трубах путем изменения поперечного сечения. Арматуру классифицируют по назначению, конструктивным особенностям, материалам изготовления, другим основаниям.
Назначение запорной арматуры.
Различают следующие виды запорной арматуры:
• регулирующая – служит для регулировки потока жидкости или газа (краны, затворы, регулирующие клапаны); • запорная – служит для прекращения движения жидкости/газа в трубопроводе (заслонки, вентили задвижки, краны); • предохранительная – применяется для сброса избыточного объема вещества при превышении давления (мембранные предохранители, предохранительные, перепускные клапаны); • защитная – отключающая участок трубопровода при выходе параметров за допустимые пределы (обратные, отсечные клапаны, пневмозадвижки); • фазоразделительная – служит для разделения веществ в разных агрегатных состояниях (маслоотделители, вантузлы, конденсатоотводчики); • смесительно-распределительная – применяется для разделения или смешивания потоков жидкостей/газов (краны-смесители, клапаны); • контрольная – используется для определения наличия и уровня жидкостей (краны спускные, датчики уровня).
Классификация запорной арматуры.
Исходя из характеристик и конструктивных особенностей, запорную арматуру подразделяют по:
• областям применения на общепромышленную, сантехническую, специального назначения и т.д.; • способам уплотнения на мембранную, сальниковую, шланговую; • материалам изготовления корпуса на чугунную, стальную, алюминиевую, медную, латунную, бронзовую, керамическую, стеклянную; • способам управления – ручное, дистанционное, с помощью привода; • способам присоединения к трубопроводу – на муфтах, фланцах, штуцерах, патрубках; • максимальному давлению – вакуумная, низкого, среднего, высокого, сверхвысокого давления (до 0,1, до 1,5, до 10, до 80, от 80 МПа соответственно); • температурному диапазону – криогенная (до -160 градусов), жаропрочная (свыше +700 градусов) арматура, арматура высоких (300 – 700 градусов), средних (-50 – 300 градусов), низких (-10 – -50 градусов) температур.
Обозначение запорной арматуры.
В обозначение арматуры входят чередующиеся группы цифр и букв:
• первая группа цифр – тип арматуры; • группа букв – материал корпуса; • вторая группа цифр – обозначение модели (если в группе 3 цифры, первая указывает тип привода); • вторая группа букв – материал уплотняющих поверхностей.
Типы арматуры обозначаются следующим образом:
• 10, 11 – спускной и трубопроводный краны; • 12 –указатель уровня жидкости; • 13, 14, 15 – запорный, 22,24 – отсечной, 16 – обратный, 17 – предохранительный, 20 – перепускной, 23 – распределительный, 25, 26 – регулирующий, 27 – смесительный клапаны; • 19 – затвор; • 21, 18 – регулятор давления; • 30,31 – задвижка, 33 – шланговая задвижка; • 32 – поворотный затвор; • 40 – элеватор; • 45 – отводчик конденсата.
Материал корпуса обозначают следующими буквами:
• нж – нержавеющая, с – обычная, лс – легированная сталь; • ч – обычный, вч – высокопрочный, кч – ковкий чугун; • ск – стекло; • а – алюминий; • тн – титан; • Б – бронза, латунь; • п – пластик; • к – фарфор; • вп – винипласт; • мн – монель-металл.
Материалы уплотнительных поверхностей имеют следующие обозначения:
• мн – монель-металл; • бр – бронза, латунь; • нт – нитрированная, нж – нержавеющая сталь; • ст – стеллит; • бт – баббит; • к – кожа; • р – резина; • ср – сормайт; • э – эбонит; • п – пластик; • фт – фторопласт; • вп – винипласт.
Тип привода обозначают следующими цифрами:
• 0 – дистанционной управление; • 3 –ручной с червячной, 4 – с зубчатой, 5 – с конической передачей; • 6 – пневматический; • 8 – электромагнитный; • 7 – гидравлический; • 9 — электрический.
К примеру, обозначение 30ч39р расшифровывается, как задвижка чугунная 39-ой модели с резиновым уплотнителем, а обозначение 16ч6п – клапан обратный, чугунный 6-ой модели с пластиковыми уплотнительными поверхностями.
Виды запирающих элементов
Современная промышленность выпускает вентили с тремя типами запирающих элементов. Собственно, их форма и лежит в основе общепринятых названий этих деталей:
- цилиндрический;
- конусный;
- шаровый.
Шаровые вентили — это современная конструкция, которая отличается большей надежностью, чем конусные модели
Конусные потихоньку теряют свою былую востребованность. Их, практически, вытеснили другие два вида запорной арматуры. Тому причиной послужило наличие у конусных вентилей следующих недостатков:
- для управления потоком воды необходимо прикладывать значительный по величине крутящий момент.
- коническая пробка из-за быстрого износа требует постоянной притирки и подгонки.
Зато вентили с цилиндрическими и шаровыми запирающими элементами прочно обосновались на лидирующих позициях данного сегмента сантехнического рынка. Обусловлено это простотой конструкции, не предусматривающей при эксплуатации дополнительного технического обслуживания. Однако здесь есть свои нюансы. Так, например, затвор цилиндрического вентиля не прижимается вплотную к седлу, из-за чего не обеспечивается высокая степень герметичности. Поэтому использовать такие устройства лучше для регулирования потока на каких-либо промежуточных сегментах магистрали, а не для его полного перекрытия.
Сферический запорный элемент шарового вентиля имеет сквозное отверстие и устанавливается в прямоточный корпус.
Шаровые вентили применяют чаще всего для перекрытия или подачи рабочей жидкости, например, на водопроводных стояках в домах
Открытие движения воды осуществляется поворотом рукояти до совмещения продольных осей корпуса и пропускного отверстия. Для того чтобы перекрыть поток, пропускное отверстие необходимо развернуть в направлении, перпендикулярном к оси корпуса.
Преимущества и недостатки
По сравнению с задвижками клиновыми, также являющимися запорной трубопроводной арматурой, конструкция клапанов позволяет использовать внутреннее рабочее пространство изделия более рационально.
Простота конструкции клапанов обеспечивает быстроту их производства и обслуживания. Надежное уплотнение затвора и незначительная сила трения сопрягаемых поверхностей позволяют эксплуатировать вентиля в течение продолжительного периода.
Основные преимущества клапанов запорных:
- Высокие эксплуатационные характеристики изделия совместно с его простой и надежной конструкцией позволяют эффективно эксплуатировать запорные клапаны в различных отраслях промышленности.
- малый ход затвора для полного открытия (обычно не более 0,25 номинального диаметра, в то время как у задвижек – не менее диаметра) и, соответственно, малая строительная высота и масса;
- в клапанах гораздо проще, чем в задвижках, обеспечить требуемую герметичность затвора (путём применения уплотнительных колец из различных неметаллических материалов);
- при закрытии и открытии клапана в отличие от задвижки практически исключается трение уплотнения затвора о седло, что существенно уменьшает износ уплотнительных поверхностей;
- возможность применения сильфона в качестве уплотнения арматуры по отношению к внешней среде.
Недостатки клапанов:
- высокое (по сравнению с шаровыми кранами и задвижками) гидравлическое сопротивление, что при больших диаметрах прохода и высоких скоростях среды создаёт большие потери энергии и вызывает необходимость соответственно повышать начальное давление в системе;
- ограничение пределов применения по диаметру, о котором было сказано выше;
- наличие в большинстве конструкций застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, шлам, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.